Санкт‑Петербург – культурная столица
Санкт‑Петербург – это культурный центр мирового значения с более, чем 300-летней историей. Его недаром часто называют «культурной столицей». В городе насчитывается 8464 культурных и исторических памятников, являющихся объектами культурного наследия. При этом 4213 из них являются объектами культурного наследия федерального значения. Наиболее известен Петербург городскими и пригородными архитектурными ансамблями, дворцами и соборами, музеями, разводными мостами и набережными, памятниками и монументами.
В Санкт‑Петербурге работают более 200 музеев, главными из которых являются Русский музей и Кунсткамера (музей антропологии и этнографии имени Петра Великого) и, конечно, Эрмитаж, где хранятся около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. Он занимает целых пять зданий, выставочная площадь музея – 57 475 м2. В архивах Эрмитажа хранятся произведения доисторического и древнего искусства и культуры, предметы культуры народов Востока, западного и русского искусства, а также ювелирные изделия.
В разное время в Санкт‑Петербурге жили и творили известнейшие русские культурные деятели: композиторы Петр Чайковский и Дмитрий Шостакович; писатели и поэты Александр Пушкин, Николай Гоголь, Федор Достоевский, Николай Гумилев, Александр Блок, Анна Ахматова, Андрей Белый, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов и др. Наиболее известными произведениями о городе являются поэма А. С. Пушкина «Медный всадник», «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, романы Ф. М. Достоевского, а также опера П. И. Чайковского «Пиковая дама».
Дворцовая площадь является главной в Санкт‑Петербурге. Она представляет собой уникальный архитектурный ансамбль. Центральное место на площади занимает один из неофициальных символов города – Александровская колонна. Как часть исторической застройки центра Петербурга эта площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешний облик Дворцовой площади окончательно сформировался во второй половине XVIII–первой половине XIX в.
Невский проспект берет свое начало у главной площади Петербурга – Дворцовой, от Адмиралтейства, и заканчивается у Александро-Невской лавры. Длина проспекта – 4,5 км, наибольшая ширина – 60 м. Невский проспект пересекает канал Грибоедова, Мойку и Фонтанку. Здесь расположены многие достопримечательности города: Большой Гостиный двор и Пассаж, башня бывшего здания городской думы, Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских и дворец Строгановых, Елисеевский магазин и дом компании «Зингер» (где расположен петербургский Дом книги).
Сенатская площадь – одна из центральных и самых старых площадей исторического центра Санкт‑Петербурга, примыкающая к западной оконечности Александровского сада. Она была названа так в 1763 году, когда на ней, в бывшем особняке вице-канцлера Бестужева-Рюмина было размещено правительственное учреждение – Сенат (сегодня – резиденция Конституционного Суда Российской Федерации). В 1710 году здесь было построено первое деревянное здание Исаакиевской церкви, однако позже Исаакиевский собор был возведен в южной части Сенатской площади.
Казанская площадь – одна из красивейших площадей Санкт‑Петербурга, расположенная между Казанской улицей и набережной канала Грибоедова и примыкающая к Невскому проспекту. Свое название она получила благодаря расположенному здесь собору Казанской иконы Божией Матери, больше известному как Казанский собор.После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы: в 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
Изначально он должен был выполнять функцию летней царской резиденции. С 1709 года Летний сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Этот прекрасный парк знаменит своей красивейшей кованной оградой, коллекцией мраморных скульптур и фонтанами. Изготовление решетки для ограждения+ началось в 1771 году и было закончено в 1784 году. Основную часть коллекции скульптур составляют работы итальянских мастеров конца XVII – начала XVIII вв.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра – мужской православный монастырь, первый и наиболее крупный монастырь Санкт‑Петербурга. Расположен он у берегов Невы, на восточной оконечности Невского проспекта. Существует историческая версия, согласно которой Невский монастырь заложил сам Пётр I. Посвящение же монастыря святому князю Александру Невскому связано с тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, он одержал победу над шведами в Невской битве в 1240 году.
Петергоф – пригород Санкт‑Петербурга, крупный туристический, научный и учебный центр в 29 км к западу от города по железной дороге. Расположен на южном берегу Финского залива. Петергоф (от нем. либо нидерл. Peterhof – «двор Петра») был основан в 1710 году как загородная резиденция императора. В первую очередь он знаменит своими фонтанами, являющимися частью памятника мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII–XIX вв. музея-заповедника «Петергоф».
Пушкин (Царское Село, Детское Село) – один из ближайших пригородов Петербурга, город в составе Пушкинского района города. Крупный туристический, научный, учебный и военно-промышленный центр. Императорская загородная резиденция Царское Село была основана в 1710 году. Основной исторической и культурной достопримечательностью города является музей-заповедник «Царское Село» – памятник градостроительного искусства и дворцово-парковый ансамбль XVIII–начала XX вв.
Плацдарм на левом (восточном) берегу Невы напротив Невской Дубровки, средние размеры которого составляли 2 километра вдоль Невы и 1 километр в глубину, был захвачен советскими войсками Ленинградского фронта и удерживался ими в ходе битвы за Ленинград. Боевые действия в районе Невского «пятачка» в 1941–1943 гг. были частями операций советских войск, направленных на прорыв блокады Ленинграда. Сегодня мемориальный военно-исторический комплекс «Невский пятачок» является частью комплекса памятников «Зеленый пояс славы» Ленинграда.
«Медный всадник» – памятник Петру I, установленный на Сенатской площади в Санкт‑Петербурге, первый памятник, воздвигнутый в Санкт‑Петербурге. Один из символов города. Модель конной статуи была выполнена Э. Фальконе в 1768–1770 гг. В простом одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается законодателем и цивилизатором. Расположение монумента на вершине скалы указывает на преодоленные Петром трудности, а змея, которую попирают копыта лошади, является символом злых сил.
Александровская колонна – памятник в стиле ампир, воздвигнутый архитектором О. Монферраном в центре Дворцовой площади Санкт‑Петербурга, самый высокий (47,5 м) в мире монумент, выполненный из цельного гранита. Колонна была установлена по указу императора Николая I в память о победе Александра I над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года. Чёткостью пропорций и красотой силуэта Александровская колонна напоминает образцы античных триумфальных сооружений.
Изначально ростральные колонны выполняли функцию фонарей городского порта. Колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона. Они украшены рострами (носами) кораблей, что олицетворяет мощь и величие морского флота государства. Статуи у подножия колонн, две мужские и две женские фигуры, выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом.
Знаменит скульптурами «Укротители коней», заказанными скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841 году. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют.
Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Один из символов Санкт‑Петербурга (Ленинграда). Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к штурму Зимнего дворца, крейсер стал одним из символов Октябрьской революции. 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея.
Предпосылками для установки стал исторический факт: недалеко от места расположения памятника, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. Существует легенда, согласно которой за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками».